Колымская лыжня |
Категория: Хронология |
В феврале 1943 года состоялся, пожалуй, самый необычный и беспрецедентный лыжный переход. Особенностью многодневного снежного марафона являлось то, что в нем участвовал целый стрелковый батальон. Причем с табельным вооружением и необходимым для выживания в экстремальных условиях минимумом продовольствия и материального обеспечения. Но самое любопытное в этой истории то, что лыжный маршрут пролегал по территории Колымского края...

Устанавливать всевозможные рекорды - трудовые, технические, спортивные - в годы сталинских пятилеток считалось престижным, своеобразной идеологической модой. Это было время небывалого энтузиазма трудящихся масс Страны Советов, эпоха стахановского движения во всех областях народного хозяйства. Газеты тех лет восторженно писали о небывалых урожаях, миллионах тонн угля, железной руды и стали. Простые же советские люди, игнорируя идеологическую трескотню, искренне гордились своими героическими соотечественниками, совершавшими рекордные авиаперелеты, тысячекилометровые велопробеги, длительные лыжные переходы.
От охваченного энтузиазмом гражданского населения, стремившегося любой ценой что-нибудь покорить или что-либо преодолеть, не отставали и военные. Красноармейцы, разумеется, больше внимания уделяли достижениям в военно-прикладных видах спорта. Они участвовали в разного рода продолжительных маршах - конных, лыжных, на авто- и бронетехнике, в ходе которых изучалась и проверялась способность человека переносить огромные физические нагрузки в сложных климатических и искусственно созданных условиях.
Среди рекордсменов в военной форме на первенство претендовали представители разных родов войск, в том числе и воины-чекисты - народная гордость и пример для подражания. Бойцы войск НКВД вписали в летопись 30-х годов немало уникальных спортивных достижений. Среди них по праву можно выделить такие масштабные (даже по сегодняшним меркам) проекты, как многомесячный лыжный переход воинов-спортсменов 67-го полка войск НКВД по охране железных дорог из Иркутска в Мурманск и велопробег физкультурников-пограничников вдоль границ СССР.
Эти военно-спортивные мероприятия широко освещались в прессе. Например, в феврале 1937 года все центральные газеты вышли с первополосными материалами, посвященными завершению велосипедного пробега вдоль границ СССР. В статьях цитировались слова руководителя отважной пятерки пограничников: "Мы шли, нас двигала любовь к нашей Родине, нас двигала преданность партии Ленина-Сталина, нас двигало непреодолимое желание показать всему миру, что нет таких трудностей, которые были бы не под силу бойцам-пограничникам...".

Но о воинах-лыжниках с ледяных колымских берегов, о которых пойдет речь, ни в газетах, ни по радио не было сказано ни слова. Отсутствие информации объяснялось, по крайней мере, двумя объективными причинами. Первая: тяжелое военное время - начало 1943 года. Вторая: лыжники торили снежную колею по изолированному от Большой земли Колымскому краю, где полновластным хозяином являлся печально известный Дальстрой НКВД с подведомственными ему многочисленными лагерями. Поэтому любая исходившая оттуда информация была строго конфиденциальной.
К сожалению, в архивах также не удалось выявить каких-либо сведений или хотя бы кратких описаний спортивного (не побоюсь этого слова) подвига колымских лыжников. Единственное документальное подтверждение данного события - коротенькая запись в полковом историческом формуляре: "Для тренировки личного состава в совершении длительных маршей зимой, без дорог, вне населенных пунктов... полк без 2-го сб под командованием начальника штаба полка капитана Молодцова совершил 520-километровый марш на лыжах по неразведанному маршруту Дебин - Магадан за 13 ходовых дней. В процессе марша отработан ряд тем, предусмотренных планом боевой подготовки".
Но, к счастью, оказалось, что в подмосковном Реутове живет единственный участник колымского марафона. Зовут его Никанор Петрович Перевалов - подполковник в отставке, участник Великой Отечественной войны и ветеран старейшего соединения внутренних войск - дивизии имени Ф. Дзержинского.
Старому солдату уже под девяносто, но он по-военному подтянут и не по годам бодр. Сказывается свойственное ветеранам жизнелюбие, а также многолетнее увлечение спортом. Так что о подробностях того уникального лыжного перехода мы, пожалуй, можем теперь узнать только от него.

- Стрелковый полк войск НКВД, - вспоминает Никанор Петрович, - в котором мне довелось служить в 1938 - 1943 годах, дислоцировался в поселке Дебин. Населенный пункт получил свое название от одноименной золотоносной речки, впадавшей в знаменитую Колыму. Воинская часть непосредственно охраной лагерей не занималась.
Вместе с тем личному составу полка, который являлся оперативным резервом начальника Дальстроя, приходилось, согласно записям в историческом формуляре части, участвовать в так называемых "оперативных командировках по наведению революционного порядка" на золотых приисках. Если говорить современным языком, то лыжные подразделения красноармейцев периодически проводили зачистки обширной колымской территории. Иначе говоря, суть заданий заключалась в задержании бежавших с приисков заключенных и лиц, ведущих незаконный промысел.
- Что касается колымского климата, - продолжает свой рассказ ветеран, - то он известен: восемь-девять месяцев - зима, а в остальные три-четыре укладывается и весна, и лето, и осень. Снег ложится на землю в сентябре, а начинает таять только в мае. Глубина снежного покрова местами достигает двух метров. Ветер практически отсутствует, поэтому снег не уплотняется и остается всю зиму рыхлым и пушистым. Передвигаться по нему пешком практически невозможно - сразу проваливаешься в холодный пух по пояс, а то и по грудь. Без лыж зимой здесь делать нечего - никуда не пройдешь. Поэтому все занятия - огневая, тактическая, служебная, специальная подготовка - проходили только на лыжах. Всюду - в столовую, на службу, в магазин и даже, простите, до туалета без этого изобретения северных народов невозможно было дойти. Офицеры и сверхсрочники домой передвигались только на лыжах.
Открытие лыжного сезона в полку - это было в начале октября - всегда проходило торжественно, бойцы становились на лыжи под звуки духового оркестра и в буквальном смысле слова не расставались с ними до весны. Закрывался сезон 1 мая и отмечался полковым соревнованием на лично-командное первенство с вручением победителям грамот, призов и денежных премий. Так что практически любой воин чувствовал себя настоящим лыжником и мог легко справиться с многодневным лыжным маршем любой сложности.
В начале 1943 года инициативная группа воинов полка, представлявшая лучших спортсменов-лыжников, обратилась к командованию с просьбой организовать длительный лыжный переход по Колыме до Магадана. Точный маршрут пробега планировалось наметить позже - по мере решения вопроса. Командование инициативу одобрило. На положительное решение повлиял тот факт, что лыжники решили посвятить переход 25-й годовщине РККА, а также разгрому гитлеровских армий под Москвой и Сталинградом.
Окружное начальство инициативе снизу тоже не препятствовало, но свою санкцию облекло в директивные формы: "с целью изучения человеческих возможностей в условиях Севера и высоких физических нагрузок, а также методов передвижения на лыжах с вооружением и материальной частью такого значительного подразделения, как стрелковый батальон".
Личный состав, выполняя оперативные задания, уже имел богатый опыт длительных переходов с ночевками, самостоятельным питанием и ориентированием на незнакомой местности в условиях короткого светового дня. Кроме того, воины части, тайно лелея мечту попасть на фронт и готовясь к этому, совершали более длительные переходы. Например, в феврале 1941 года лыжное подразделение полка, состоявшее из стрелковой роты, пулеметного взвода и группы связистов общей численностью 181 человек, успешно преодолело 200-километровый маршрут при температуре от 28 до 58 градусов мороза.
- Интенсивная лыжная подготовка и регулярная спортивно-массовая загрузка, - вспоминает Никанор Петрович, - делали солдат крепкими и выносливыми. Бойцы в совершенстве осваивали технику передвижения на лыжах в горно-лесистой местности и правила обустройства убежища для ночлега. Следует также подчеркнуть, что личный состав полка большей частью призывался на военную службу в основном из Сибирского региона, что существенно облегчало адаптацию бойцов к суровому колымскому климату.
Сам Никанор Петрович тоже сибиряк. С лыжами знаком с детства. Крепкие морозы и обильные снегопады ему не в диковинку.
На службу в 22-й колымский стрелковый полк войск НКВД Перевалов попал сразу же после призыва в 1938 году. Воином оказался добросовестным - всего за три года дошел от рядового красноармейца до командира взвода.
 В предстоящий поход отбирали наиболее подготовленные подразделения. В группу включили 1-й стрелковый батальон в полном составе и две стрелковые роты из другого батальона. Кроме того, в ее состав вошли пулеметная рота, лучший взвод артбатареи и четыре связиста с радиостанцией - для поддержания устойчивой радиосвязи. Численность группы составила около 350 человек - по сути, полнокровный стрелковый батальон, способный совершить не только лыжный марш-бросок, но и выполнить боевую задачу, например, рейд в тыл врага.
Во главе лыжного батальона был поставлен комбат-1 капитан Рудиков - опытный командир и прекрасный спортсмен-лыжник. Никанор Петрович вспоминает также фамилии (имена, к сожалению, стерлись из памяти) некоторых офицеров, участвовавших в переходе, - начальника штаба 1-го батальона капитана Орлова, командиров рот: стрелковых - старших лейтенантов Евтоденко и Луценко, пулеметной - лейтенанта Вахрушева, командира одного из взводов артбатареи лейтенанта Соловьева. Радиосвязь со штабом полка и Дальневосточным погранокругом осуществлял помощник командира взвода связи старший сержант Борис Михайлов. В его подчинении находилось еще три связиста - для обслуживания и транспортировки хоть и ранцевых, но довольно тяжелых приемо-передающих блоков.
Лыжный переход стартовал в первых числах февраля, в один из морозных и коротких полярных световых дней. Для проводов лыжников в дальний и опасный путь на полковом плацу выстроился весь личный состав части. Как и положено, состоялся торжественный митинг, на котором с напутственными словами выступили командир и комиссар полка. Затем лыжный батальон под звуки полкового оркестра, вытянувшись в колонну, отправился в дальний путь по неизведанным просторам северо-восточной окраины великого Союза.
Маршрут движения был заранее разработан и нанесен на топографические карты. Он пролегал сначала вдоль правого берега Колымы. Затем на некотором удалении извивался вдоль колымского притока - речки под названием Бахапча. По всему маршруту на сотни километров ни одного населенного пункта. Только ледяное безмолвие...
В экипировку личного состава не входило ничего из существовавшего в те времена специального спортивного обмундирования или снаряжения. Воины-лыжники были одеты как всегда - в армейские полушубки, ватные брюки, стандартное нательное белье, шерстяные подшлемники, башлыки. На ногах - теплые шерстяные портянки и солдатские валенки. Лыжи - обыкновенные, армейского образца на полужестком креплении.
Все участники перехода имели с собой табельное оружие: офицеры - револьверы системы "наган", солдаты и сержанты - винтовки. Пулеметная рота везла на специальных волокушах, изготовленных из лыж, станковые пулеметы с боекомплектом. Хоть сразу на фронт и с ходу - в бой.
Кроме того, в каждом взводе имелось по два железных ведра - для приготовления пищи на кострах, две поперечные пилы, железная бочка, переоборудованная в буржуйку, - для обогрева на ночевках. Были также заранее заготовленные деревянные перекрытия для оборудования ночлега и другие необходимые для жизнедеятельности вещи. Все это хозяйство, тщательно упакованное, везли, как и пулеметы, на волокушах.
На питание каждого бойца выделялась 20-суточная норма продуктов котлового довольствия. Стандартный солдатский вещмешок этого количества провизии не вмещал. Выручила солдатская смекалка - от ранцев отпороли плечевые ремни и прикрепили их к обычным мешкам. В эдакий импровизированный рюкзак полностью входил весь провиант на одного человека и даже умещалась плащ-палатка. Правда, каждый воин с такой заплечной ношей становился тяжелее на 30 килограммов. Однако содержимое рюкзаков естественным образом убывало и идти лыжникам становилось все легче и легче.
Самым трудным испытанием в пути из-за глубокого и рыхлого снега оказалась прокладка лыжни. Первый лыжник выдерживал не более пятнадцати минут хода, после чего его менял следующий. Кроме того, из-за волокуш, колея которых была шире обыкновенной лыжни, пришлось прокладывать путь не в две лыжи, а в три. Осуществлялось это следующим образом: второй лыжник, следовавший за направляющим, шел левой лыжей по правому следу, а правой - по чистому снегу. Следующий боец двигался по следу первого, очередной - по следу второго. В результате получалась хорошо укатанная тройная лыжня, по которой легко передвигались волокуши с матчастью, вооружением и оборудованием.
Для ускорения темпа движения основной колонны несколько бойцов от каждого взвода просыпались за два часа до общей побудки и отправлялись на прокладку лыжни. Основная колонна на значительном удалении шла без спешки с тем расчетом, чтобы люди не перенапрягались и не потели, так как сушить белье при низких температурах было весьма проблематично.
Еще одну неожиданно возникшую проблему пришлось решать прямо на ходу - это падение лыжника. Он мог сколько угодно беспомощно барахтаться в глубоком рыхлом снегу и, не находя твердой опоры, самостоятельно подняться не мог. Выходили из положения следующим образом: к лежащему в снегу бойцу осторожно подходил другой лыжник, протягивал ему свою палку и резким рывком ставил его на лыжню. Отработанный до автоматизма, этот способ позволял идти всей колонне, не снижая темпа.
Для ночлега выбирались места, где было много сухостоя и более глубокий - метра два и более - снежный покров. Укрытия для ночевки строились в расчете на каждый взвод по следующей схеме: первые и вторые отделения отрывали в снегу прямоугольные котлованы, устанавливали внутри каркас из срубленного сухостоя, оборудовали нары, перекрывали сухостоем крышу, которую накрывали плащ-палатками. Сверху укладывали лыжи и палки. Внутри устанавливали буржуйку. Температура в таких снежных землянках поднималась настолько, что спать можно было без верхней одежды, укрывшись полушубками.
Третьи отделения в это время заготавливали дрова и налаживали ужин. Горячая пища готовилась два раза в сутки - утром и вечером. При этом по утрам выдавался легкий завтрак. А вот вечером был плотный обед, причем из одного блюда - густого и наваристого, готовившегося из мясных консервов и других продуктов и заменявшего сразу и первое, и второе. А вот на третье - крепкий сладкий чай с сухарями.
За пятнадцать километров от Магадана батальон остановился на последнюю, третью по счету дневку. Личный состав приводил в порядок обмундирование, снаряжение, лыжи, а также готовил обильный обед из оставшихся продуктов. Подвели предварительные итоги перехода, которые превзошли все ожидаемые результаты - на всем пути ни одного обмороженного, простуженного, травмированного либо сошедшего с трассы по причине слабой физической подготовки. Преодолев за 14 дней 500-километровое расстояние, батальон пришел к финишу в полном составе без потерь в материальной части и вооружении.
Последний солдатский бивак посетил командир полка подполковник А.Я. Топчиев и сообщил, что на 13 часов следующего дня на окраине города намечена торжественная встреча отважных лыжников с участием городского руководства, представителей Дальстроя и населения города.
За два километра от Магадана личный состав перестроился в колонны по три и под звуки оркестра местного погранотряда и громкое приветственное "Ура!" жителей вошел в город. Небывалый эмоциональный подъем охватил как лыжников, так городское население. Все обнимали счастливых бойцов, пожимали им руки, поздравляли с победой. Подобного ликования город еще не видел.
В городе лыжники пробыли два дня. Самым неожиданным и приятным подарком для них оказалось организованное посещение городского драматического театра имени М. Горького. Они впервые смогли насладиться игрой настоящих актеров в спектаклях "Стакан воды" и "Евгения Гранде".
Обратный путь к месту дислокации части в поселок Дебин лыжники совершили на автомобилях полка.
Всем участникам этого небывалого лыжного перехода была объявлена благодарность вышестоящего командования. Кроме того, офицерам выдали в качестве поощрения по месячному окладу денежного содержания, многих рядовых участников отметили ценными подарками и грамотами. А командира полка подполковника А.Я. Топчиева удостоили ордена Красной Звезды с формулировкой в представлении: "За хорошие показатели личного состава полка по боевой и политической подготовке... и умелую организацию в суровых условиях полярной зимы по труднопроходимой местности лыжного перехода".
Но главную мечту лыжников - попасть на фронт - удалось осуществить не всем. Воевать с фашистами были направлены только несколько десятков бойцов, в совершенстве владевших личным оружием и поражавших все мишени только в "десятку". В августе 1943-го несколько снайперских взводов, сформированных на базе полка, направили на боевую стажировку на Волховский фронт. Отличные результаты продемонстрировали снайперы из взвода младшего лейтенанта Перевалова. Он сам и его подчиненные метким огнем уничтожили более 260 гитлеровцев. После возвращения с фронта Никанор Петрович получил медаль "За отвагу" и был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в дивизию имени Ф. Дзержинского. За время службы к фронтовой награде офицера прибавились орден Красной Звезды, медаль "За боевые заслуги". Прослужив непрерывно 33 года, Никанор Петрович в 1971 году ушел на заслуженный отдых.
В память о нелегкой, но овеянной северной романтикой службе на краю земли и беспрецедентной лыжной эпопее по Колыме Никанор Петрович бережно хранит несколько старых пожелтевших и потрескавшихся от времени фотографий. На них сослуживцы - молодые, веселые, в легендарных буденовках и красноармейских полушубках. Дух времени, дух эпохи...
|
|
|
|
Уважаемый посетитель вы вошли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. |
|
Информация
|
|
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости. |
|
|
|